26.01.2024

Как современная птицефабрика становится похожей на космический шаттл

Наряду с обеспечением высокого качества продукции и соблюдением всех норм безопасности, основными задачами сегодняшнего птицеводства является создание устойчивого кадрового резерва и использование передовых технологий в производстве. Так считают ведущие эксперты агрохолдинга AITAS, продукция которого занимает первое место по выпускаемым объемам мяса птицы в Казахстане. Евгений Проскурин и Павел Синютин рассказали об особенностях деятельности крупных птицефабрик, о безопасности на производстве, о том, как «цифра» влияет на качество выпускаемой продукции, и почему казахстанскому птицеводству необходимы хорошие специалисты. 

- Продукция птицефабрик холдинга AITAS занимает львиную долю рынка. При таких больших объемах производства, не страдает ли качество продукции? Есть мнение, что на маленьких фермах продукция качественнее и безопаснее. 

Евгений Проскурин, руководитель бизнес-направления «Птицеводство» холдинга AITAS: Качество продукции не страдает как раз потому, что большой холдинг может себе позволить программы управления качеством, управления лекарственными препаратами, а также надлежащий лабораторный мониторинг и многие другие меры, направленные на соблюдение всех возможных стандартов и ведение высокоуровневого производства. Когда мы – представители такого холдинга, как AITAS, – говорим о качестве продукта, мы подразумеваем четкое и стабильное соответствие заявленной спецификации продукта. На наших птицефабриках мы внедрили наиболее эффективные практики и стандартны выращивания птицы и производства мяса птицы, что позволяет нам сотрудничать с брендами, задающие стандарты мировых качеств, вроде KFC, и сетями крупных ресторанов и супермаркетов страны. 

Павел Синютин, директор департамента качества, биобезопасности и санитарии холдинга AITAS: Потребитель должен разделять два основных понятия: качество и безопасность. Маленькие фермы могут сталкиваться с трудностями при соблюдении безопасности производимой продукции. У крупных холдингов производство работает практически всегда стабильно, потому что работают системы управления качеством и безопасностью, внедрены процессы, гарантирующие безопасную продукцию, которая соответствует заявленным требованиям. 

Взять, к примеру вопрос сертификации. Наличие сертификации по определенным стандартам в области качества пищевой безопасности – это для потребителя одна из гарантий, что все процессы на предприятии выстроены, управляемы и, что предприятие имеет и поддерживает на постоянной основе этот стандарт. Такие сертификаты необходимо на постоянной основе поддерживать в актуальном состоянии через независимую экспертизу. Большая компания может себе позволить такое, потому что ему важны отношение потребителя, репутация, непрерывность производства. 

- Да, вы рассказываете о технологиях, условиях, требованиях, тем не менее, многие продолжают гоняться за домашним мясом, считая, что оно безопаснее. 

Евгений Проскурин: Безусловно, по вкусовым ощущениям, по органолептике (метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса – ред.) мясо домашней птицы может показаться более вкусным. Но согласитесь, вкусовые качества для каждого индивидуальны. Однако как обстоят дела у «частников» в части обеспечения безопасности продукта? Если нет программ производственного контроля, мониторинга условий убоя этой птицы, обеспечивающих безопасность для потребителя, если неизвестно откуда берутся и как хранятся сырьевые компоненты, то я, как простой покупатель, могу ли быть уверенным в том, что домашнее мясо неопасно для меня, для моих близких?  Я считаю, что здесь выигрывает крупный производитель, так как он, повторюсь, заинтересован в соблюдении всех стандартов.  

- Есть мнение, что вы «пичкаете» птиц стероидами и гормонами. 

Евгений Проскурин: Это один из распространенных мифов. Конечно, никто таким не занимается. Не нужны никакие стероиды для того, чтобы вырастить птицу. Мясные породы курицы быстро набирают вес не потому, что кто-то им дает гормоны, а прежде всего из-за генетики. Это результат невероятной работы крупнейших мировых генетиков, которые смогли вывести мясной вид птицы. 

В совокупности с генетикой немаловажным фактором является и сбалансированные рационы питания птицы, которые рассчитываются исходя из потребности физиологических свойств бройлера. 

Кроме того, современные птицефабрики оснащены оборудованием от мировых производителей, обеспечивающие все требования по температуре, вентиляции, влажности. Наши помещения для содержания птицы можно сравнить с космическими шаттлами — это полностью автономные единицы, которые через цифровые системы гарантируют оптимальные условия для жизни в каждом возрасте птицы. С правильной температурой воздуха, уровнем влажности, скоростью воздухопотока. 

- Говоря о патогенах. В СМИ регулярно появляется информация о том, что у того или иного производителя выявлены бактерии в продукции. Как современные птицефабрики могут такое допустить? 

Павел Синютин: Птица — это биологический объект, живой организм, который априори не может быть стерильным. Тем не менее выявления патогенов, которые случаются, единичные. Такие ситуации могут произойти на всех этапах производства птицы, не только в стенах птицефабрик. Потому что вовлекаются дополнительные цепочки – торговые, логистические, товарное соседство на полке, руки грузчика, который в магазине разгружал продукцию, условия температурных режимов на полке магазина, которые могут не соблюдаться и т.д.  

Самое главное в этой ситуации незамедлительно отреагировать, не допустить нахождение продукта на полке (заблокировать партию), провести служебное расследование и установить, на каком этапе производства и поставки патоген попал в мясо птицы. В таких случаях партия товара полностью изолируется, изымается из оборота, и она не допускается до потребителя. По результатам расследования устанавливаются причины возникновения проблемы и конкретное место, обстоятельства при которых он произошёл. Проводятся действия - коррекции процессов и процедур, корректирующие действия позволяющие не допустить в дальнейшем подобных ситуаций. 

- Насколько современное оборудование и цифровизация сказываются на содержании и выращивании птицы? 

Евгений Проскурин: Применение современных цифровых решений более эффективно сказывается на качестве и безопасности продуктов. Исключение человеческого фактора из процесса выращивания птицы — это более высокая вероятность получения стабильного результата. Очень сложно управлять человеческим фактором.  Он может заболеть, может что-то не увидеть, может предвзято к чему-то отнестись, человек имеет страх скрыть свою ошибку, а процесс уже пошел как лавина. И остановить его нельзя. Машина, в свою очередь, — это беспристрастный организм. Автоматизация процессов данных по сбору информации, программы производственного контроля, датчики слежения, системы автономного обеспечения работоспособности — все это новый виток развития птицеводства. Задача человека сделать так, чтобы машины корректно работали. 

- Это дает надежду на то, что штаты птицефабрик не будут сильно сокращаться, а искусственный интеллект не возьмет всю власть на себя.  

Евгений Проскурин: Да, конечно, за компьютером тоже нужен глаз. У нас есть большая потребность в специалистах. Одной из задач сегодняшнего птицеводства является создание устойчивого кадрового резерва.

Мы видим, что производство стремительно развивается, поэтому важно, чтобы казахстанские вузы начали готовить специалистов, умеющих работать на современных предприятиях. Мы, как работодатель, готовы сотрудничать с учебными заведениями, так как синергия и совместные действия могут содействовать устойчивому развитию птицеводства – одной из важных сфер экономики страны. 

- Какие у вас основные ожидания в вашей сфере на ближайшие 5-10 лет? 

Евгений Проскурин: Рынок птицеводства будет стабильно развиваться для обеспечения продовольственной безопасности Казахстана. Надеюсь, что в течение 5–10 лет птицефабрики Казахстана обеспечат стопроцентное закрытие рынка местной продукцией. Также ожидаем изменения в части улучшения генетики на уровне прародительского статуса. Кроме того, цифровизация и автоматизация становятся неотъемлемой частью развития производства. 

Павел Синютин: Возможно, крупные птицефабрики Казахстана начнут сегментировать свое производство и начнут выпускать мясо в сегменте «премиум», тогда начнется период укрепления позиции брендов. Когда птицефабрики будут работать не только для того, чтобы накормить людей, но и для развития собственной репутации. Я вижу будущее птицеводства в укреплении брендов.